Когда закончится СВО, будет ли большая война с Европой и есть ли у России друзья в глобальной политике - мнение эксперта
24.11.2025 10:58
В студии Радио "КП" ответил на вопросы о ситуации в мире Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".
Когда закончится СВО?
Про переговоры: давайте честно взглянем, это, наверное, третий или четвертый заход, который начинался с того, что "невероятно, американцы пошли на все, как мы хотели, а Украину поставили перед фактом". Мы видели, чем это заканчивалось. Пока нет оснований считать, что будет принципиально иначе.
А теперь отвечаю на ваш вопрос: я чего-то не верю, что война закончится в этом году.
Запад искренне ненавидит Россию или это показное?
Думаю, скорее, ненависть настоящая. Это сложный комплекс эмоций и мотивов — история, взаимоотношения с Россией, геополитика, география. Нам трудно понять, как себя чувствуют люди в маленькой стране рядом с огромной. Тут просто надо относиться с пониманием к человеческим фобиям. Рядом с тобой такое! А еще оно и воевать умеет.
Евросоюз зашел в тупик?
Все, что было их преимуществами, становится уязвимостью. Когда все в мире меняется просто на глазах, очень быстро, нелинейно, всем трудно выбрать линию поведения. Но Россия, Соединенные Штаты, Китай, Бангладеш, Великобритания, кто угодно — это государство. Оно может принять решение о политике и ее проводить. Оно может быть ошибочным — ради бога — поняли ошибку, исправили, стали другую делать. Но Европейский Союз не имеет такой возможности — это не государство, это конгломерат стран с очень разными интересами. Они объединялись для решения определенных задач, которые уже не стоят. А как дальше? Разъединиться они тоже не могут — это будет катастрофа масштаба распада СССР.
А население Европы также готово пойти против России?
Они не встают утром с мыслью: а что там Россия, а что там Америка? У них своя жизнь. Жизнь ухудшается, жизнь становится менее определенной. Конечно, они реагируют на то, что им говорят: что очень многое из-за того, Россия так себя ведет, мы хотели бы другое, но мы вынуждены… Работает ли там пропаганда? Конечно, работает. Доработала ли она уже до того, что люди прям готовы воевать с Россией? Нет.
Китай с нами или не с нами?
Китай сам с собой. Я всю жизнь борюсь с тем, чтобы воспринимать международные отношения сквозь призму метафор "друг". Китай и Россия — две гигантские страны. У таких стран отношения заведомо ограничены — у каждой свои интересы, которые просто не могут совпадать. Это разный способ видеть мир. На практике мы видим, что Китай, во-первых, ведет себя в отношении России очень прилично. Значит ли это, что мы можем им доверять и положиться? Не совсем. Но в чем мы можем быть уверены — Китай не делает и не будет делать нам гадостей просто потому, что они что-то хотят или мы им не нравимся. В отличие от многих других. Но интерес у них свой.
Что дальше будет происходить в мире?
Если говорить серьезно, сейчас вообще у всех стран, хоть гигантов, хоть карликов — одна задача: сохранить устойчивость перед лицом чего угодно. Потому что может быть, правда, все, что угодно, начиная от политических потрясений, заканчивая, я не знаю, какое-нибудь океанское государство просто смоет скоро. Все своими способами должны повышать свою выживаемость и устойчивость.