Выборы-2015: как голосуют инвалиды (Доклад И.Шамраева)
Wed, 22 Jul 2015 15:59:42
Накануне в краевом Избиркоме прошла встреча с представителями региональных организаций общероссийских общественных организаций инвалидов. Речь шла о том, как в предстоящие выборы будут голосовать избиратели с ограниченными физическими возможностями, а таковых на Камчатке порядка 16,5 тысяч человек. На семинаре присутствовали представители ПФР, Минсоцразвития а также региональных организаций общероссийских общественных организаций инвалидов.
Примерный алгоритм избирательного процесса для инвалидов разработан в специальной Памятке. Избирательной комиссией Камчатского края заказано необходимое количество разъяснений, которые позволят инвалидам не растеряться во время выборов и реализовать свое прав на участие в политической жизни региона. Также в данной Памятке, представлены ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся досрочных выборов Губернатора Камчатского края и выборов органов местного самоуправления.
С подробным докладом на заданную тему выступил заместитель председателя Камчатизбиркома Игорь Шамраев. Игорь Евгеньевич проинформировал участников встречи о новом федеальном проекте, который уже реализуется в ряде регионах «Дорога на избирательный участок». Для тех представителей общественных организаций, которые не смогли посетить семинар «Вечерние Вести Петропавловска» публикуют доклад Игоря Шамраева, любезно предоставленный им самим.
Уважаемые участники семинара!
Особой категорией избирателей, обладающих в полной мере избирательными правами и заслуживающих особого внимания со стороны избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов, являются избиратели, являющиеся инвалидами.
Организационные и технические вопросы обеспечения избирательных прав инвалидов в соответствии с федеральным законодательством регулируются постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 283/1668-6 «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации».
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 11 июня 2015 года №68/369 утвержден План мероприятий Избирательной комиссии Камчатского края по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении досрочных выборов Губернатора Камчатского края 13 сентября 2015 года.
Целью реализации этого Плана является создание максимально удобных условий гражданам Российской Федерации, являющимся инвалидами, для реализации их избирательных прав при проведении выборов. Мероприятия Плана ориентированы на следующие категории инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники. Кроме того, они могут быть реализованы при организации голосования граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами (пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения и др.).
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю на территории Камчатского края в настоящее время проживает 13 814 граждан, являющихся инвалидами.
Обеспечение процесса голосования избирателей,
являющихся инвалидами
До дня голосования участковая избирательная комиссия должна уточнить сведения о желаемом месте голосования инвалидов (в помещении для голосования избирательного участка или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосовании.
В случае наличия желания избирателя проголосовать в помещении избирательного участка необходимо совместно с Министерством социального развития и труда Камчатского края, общественными организациями инвалидов принять меры по обеспечению максимально возможной доступности маршрутов движения избирателя, являющегося инвалидом, от места проживания до помещения для голосования.
В день голосования участковой избирательной комиссии необходимо оказать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией о зарегистрированных кандидатах, а также обеспечить сопровождение их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, оказание помощи при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования.
Однако в условиях сельской местности основной формой голосования избирателей, являющихся инвалидами, является голосование вне помещения.
Голосование избирателей вне помещения для голосования является составной частью процесса свободного волеизъявления и осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Указанная статья определяет общий порядок голосования. Особенности голосования вне помещения для голосования определены ст. 66 Федерального закона.
Так, из буквального толкования п. 1 ст. 66 Федерального закона следует, что проголосовать вне помещения для голосования законом предоставлена возможность только тем избирателям, которые, во-первых, внесены в список избирателей на данном избирательном участке, а во-вторых, не могут самостоятельно явиться в помещение для голосования по состоянию здоровья, по причине инвалидности или содержания под стражей. Расширительного понимания приведенное положение закона не предусматривает.
Соответственно, лица, имеющие право на голосование вне помещения для голосования, обязаны уведомить об этом соответствующую УИК, а комиссия обязана зарегистрировать такое обращение в специальном реестре.
Хотя голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования, представить обращение избиратель вправе в любое время в течение 10 дней до дня голосования. Однако обращение должно быть подано не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования, то есть при окончании голосования в 20.00 обращения от избирателей принимаются до 14.00 часов по местному времени. Обращения, представленные позже указанного времени, не подлежат удовлетворению, о чем незамедлительно сообщается избирателю или лицу, с чьей помощью представлено обращение.
Обращение может быть как устное, так и письменное, кроме того, обращение может быть представлено как самим избирателем, так и при помощи иных лиц. Федеральным законом не запрещается передавать такие обращения, в том числе зарегистрированным кандидатам, членам УИК с правом решающего или совещательного органа, наблюдателям и иным лицам.
На избирательном участке в день голосования избиратель, являющийся инвалидом по зрению, либо избиратель, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
На избирательном участке члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса оказывают содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка.
В помещении для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также избирателей, являющихся слепыми, пользующихся услугами сопровождающих, устанавливается специальная кабина для голосования (специальное место для тайного голосования).
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) располагается таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования используются трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, избиратель сможет найти зарегистрированного кандидата и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
Осуществление проекта «Дорога на избирательный участок»
В соответствии с Постановлением ЦИК России «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами», органами социальной защиты населения, общественными организациями инвалидов совместно с избирательными комиссиями проводится работа по составлению «паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок».
«Паспорт маршрута» содержит следующую информацию:
-личная информация (Ф.И.О; возраст, адрес проживания);
-категория инвалидности;
-условия проживания (дом/квартира, этаж проживания, один/с семьей, наличие телефона, устройств, позволяющих выйти на улицу);
-наличие на маршруте следования приспособлений, разработанных с целью облегчения передвижения лиц, с ограниченными физическими возможностями, в том числе специального транспорта, организующего доставку лиц на избирательный участок;
-наличие доступа на избирательный участок (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам);
-иные проблемы, возникающие при передвижении.
Проект, запущенный Центральной избирательной комиссией прошел период первой апробации на выборах в 2011-2014 гг. Это позволило оценить уровень оснащенности избирательных участков необходимыми конструкциями для голосования избирателей, являющихся инвалидами, а также выявить степень доступности уже имеющихся устройств для пользования лицами с ограниченными физическими возможностями. Анализ материалов по реа¬лизации пилотного проекта «Дорога на избирательный участок» показал, что на данном этапе существует достаточно большое количество общих проблем. В основном они связаны с отсутствием необходимых конструкций, позволяющих беспрепятственно осуществлять передвижение лицам, являющимся инвалидами, как в местах проживания, так и на избирательных участках. Практика внедрения подобных проектов ложится в основу взаимодействия органов государственной власти Камчатского края, органов социальной защиты населения, общественных объединений инвалидов и избирательных комиссий, что порождает разработку и принятие мер по устранению препятствий к осуществлению лицами с ограниченными физическими возможностями своих избирательных прав.
совещания о проводимых Избирательной комиссией Камчатского края мероприятиях по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями.
Кроме того, был рассмотрен вопрос о подготовленной Избирательной комиссией Камчатского края памятке избирателю, являющемуся инвалидом. В данной памятке, представлены ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся досрочных выборов Губернатора Камчатского края и выборов органов местного самоуправления.
В ходе совещания были затронуты вопросы информирования избирателей с ограниченными физическими возможностями, оговорены возможности и способы сотрудничества со всеми заинтересованными представителями региональных организаций.