Предложение полностью отделить Росздравнадзор от Минздрава повредит обоим ведомствам и негативно скажется как на модернизации российского здравоохранения, так и на эффективности контроля в реализации программы. С таким заявлением в прессе выступил ряд ведущих российских медицинских экспертов. Напомним, эта реакция последовала на инициативу главы фонда "Здоровье", члена Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов. По его мнению, зависимость Росздравнадзора от Минздрава якобы ставит под сомнение качество проверок при поставках и использовании медоборудования. Он привел пример компьютерных томографов, которые, как полагает Гаврилов, используются только на треть от своего ресурса. За 2013 года было проведено 5,3 миллиона томографий - всего 9 исследований в сутки. Тогда как производительность позволяет увеличить эту цифру до 24 раз.
По мнению других экспертов-медиков, Россия не может равняться на Европу, где действительно проводится 24 диагностики в рабочий день. Это связано с тем, что в Европе большая плотность населения, и если следовать этой практике, то у нас придется оставлять без техники большие территории, концентрируя ее в городах. А это приведет к возмущениям граждан и медиков.
Также мнение Гаврилова не подтвердилось цифрами проверок Росзравнадзора, свидетельствующие об активной работе ведомства. В 2014 году оно проверило 532 медорганизации, выписав 246 предписаний о нарушениях и необходимости их устранений. Кроме того, функциями надзора в сфере здравоохранения также наделены прокуратура, Фонд ОМС и Росфиннадзор. С их стороны никаких вопросов к Минздраву не возникало.
Зато все эксперты высказали единодушное согласие с тезисами об усилении функций Росздравнадзора, но только в составе Минздрава РФ. Так, гендиректор Ассоциации Российских фармацевтических производителей
Виктор Дмитриев в интервью АМИ полностью согласился с укреплением кадров, ростом финансирования и созданием нормативной базы для Росздравнадзора. Но никак не с отделением Росздравнадзора от Минздрава. По его словам, это может создать дополнительные трудности с полномочиями, учитывая, что в отличие от первого, у второго ведомства отсутствуют территориальные органы на местах. Он также привел пример с регистрацией лекарств и медтехники, надзор за которыми осуществляют разные органы, что порой ведет к неразберихе и дублированию.
Президент "Лиги пациентов", член Экспертного совета при правительстве РФ и Общественного совета при Минздраве
Александр Саверский в комментарии «Росбалту» отметил, что Росздравнадзор имеет до сих пор усеченные полномочия.
- Сейчас в 323-м ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" появилась строка о том, что Росздравнадзор может проводить контроль, проверки, акты, но при этом не имеет права налагать никаких санкций, - пояснил он.
Доктор медицинских наук Михаил Свещинский в интервью ИА "Регнум" заявил, что в стране в целом должны быть разработаны правила использования медтехники.
- В первую очередь, должны быть установлены правила использования медтехники. Если правил нет, а штрафы есть, то это, на мой взгляд, нонсенс. К примеру, если в организацию поставили томограф, то к нему должны прилагаться и соответствующие правила: с какой эффективностью он должен использоваться. А введение штрафов ситуацию не исправит, - подытожил он дискуссию среди экспертов.