Корпорация развития Камчатки: о развенчании мифов, «Восточном обходе» и канатной дороге на улицу Высотную
Mon, 13 May 2019 08:57:12 | Автор: Юлия Калядина
«Пишите ли вы плохо или хорошо о Камчатском крае и его властях, все равно вы продвигаете бренд «Камчатка»», - с такого неожиданного для присутствующих заявления начал пресс-конференцию для местных журналистов Николай Пегин. За шесть лет работы, это была не первая большая встреча главы Корпорации развития края и представителей ведущих СМИ полуострова, которых пригласили, чтобы рассказать о достижениях и поделиться планами.
По словам Николая Пегина, на протяжении всего жизненного цикла Корпорации, начиная с 2013 года ее сопровождает информационный фон, в котором угадывается больше вопросов, рассуждений и домыслов, нежели фактов. Пришло время подтвердить или опровергнуть их.
«Продвижение имиджа в первую очередь влияет на инвестиционный климат региона», - убежден Николай Пегин. С этим же посылом работает вся Корпорация. Сняв «розовые очки» на первом этапе, команде единомышленников пришлось вырабатывать самостоятельную стратегию и тактику продвижения региона – создавать определенную среду по привлечению инвестиций.
«Мы думали, на те богатства, что у нас сегодня есть выстроится очередь из предпринимателей, готовых вложить свои капиталы в получение, переработку, реализацию ресурсов, которыми богата Камчатка. Увы, жизнь показала несколько иные запросы…», - так характеризует глава Корпорации начало ее работы.
Вслед за этим пришло понимание необходимости готовить не просто инвестиционные предложения, а целые инвестиционные модели. До результатов еще было далеко, а власти и общество требовали их еще вчера. В режиме постоянного дедлайна, команде ничего не оставалось делать, как учиться на ходу и пробовать внедрять новые финансовые модели.
Искусство начинать
Первые довольно интересные предложения у Корпорации начали появляться только в 2014- 2015 годах. Корпорация вышла на подписание контракта с итальянцами – создано предприятие «КамИт» по переработке леса. Оборудование для предприятия находилось в порту отгрузки в Италии.
Неприятным сюрпризом стала резкая, галопирующая инфляция конца 2014 года – скачок курса доллара и евро нарушил все планы. С учетом того, что планировалось закупить иностранное оборудование, а рынок сбыта на 80% выбрали российский, используемые финансовые модели и получение прибыли оказались весьма сомнительны. Находясь на стадии реализации, проект не пошел – контейнеры с оборудованием так и остались в итальянском порту.
«В новый, 2015 год, мы входили с несколько иным пониманием ситуации. Стало очевидно, как складываются отечественный и зарубежный инвестиционные рынки, пришло понимание наших, камчатских реалий. В это же время началась формироваться идея создания в ДФО преференционных экономических зон», - отмечает Николай Анатольевич.
Принятие законов о ТОРах и СПВ сегодня серьезно влияет на тот прорывной характер инвестиционного рынка, который сформировался на территории ДВ-региона в целом и на Камчатке, в частности. Каковы же результаты этой кропотливой работы?
Прежде всего, по итогам 2017 года, на Санкт-Петербургском экономическом форуме в 2018 году в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности территорий Камчатку поставили на 32 место, годом ранее это была всего лишь 68 строчка – рост +36 позиций. Причем это один из немногих рейтингов, не имеющих влияния извне – повлиять на него практически невозможно. Рейтинг сложный. Он формируется из совокупности, состоящей из комплексного исследования ВЦИОМ, экспертного мнения около 25-ти профессионалов, руководителей бизнес-объединений и общественных организаций, а также неких замеров по статистическим данным и нормативам.
900 млн рублей - за высокие темпы развития
В 2018 года Камчатка заняла второе место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди ДВ-регионов, четвертое место в группе субъектов , котором присвоен статус «высший уровень качества оценки регулирующего воздействия», и второе в рейтинге субъектов страны, демонстрирующего высокие темпы наращивания экономического и налогового потенциала по версии Минэкономразвития. В данном рейтинге есть и материальная составляющая: Камчатский край получил более 900 млн. рублей в виде приза.
«Благоприятный инвестиционный и деловой климат, который позволяет нам лучше работать относительно 2013-2014 гг., на территории Камчатская края сформирован, он является привлекательным для бизнеса. А результатом стало то, что уже не только местные предприниматели вкусили сладость тех преференций, но и крупный бизнес, иностранные игроки начинают обращать внимание и заходить на полуостров в те или иные проекты…», - убежден Николай Пегин.
На сегодняшний день КРКК сопровождает более 130 инвестиционных проектов, 72 из них на сумму 61,6 млрд. рублей находятся в стадии активной реализации. В эту сумму не входят некоторые крупные проекты, которые сегодня очень широко обсуждаются на правительственном уровне.
Из реализуемых проектов, можно назвать АО «СиГМА», ведущее разработку Озерновского золоторудного месторождения. А также владивостокскую компанию «КЗБ-Донка», которая строит завод по переработке рыбы с круглогодичным технологическим циклом в селе Вывенка Олюторского района.
Строительство нового международного аэропорта в Елизово – на особом контроле. Этот проект находится в графике, и в конце 2021 - начале 2022 года терминал уже будет построен. Кроме того, инвестор - АО “Аэропорты регионов” предложил Правительству Камчатки и Корпорации, как совладельцу, увеличить объем инвестиций до 10 млрд. рублей. Это сделано, чтобы расширить площадь и увеличить количество объектов, которые сейчас необходимы для более качественной работы аэровокзального комплекса, обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности полетов.
Немного о мифах…
По словам Николая Пегина, в ходе работы с потенциальными инвесторами мешали мифы о Камчатке. Самые главные, которые пришлось развеивать инвесторам это:
1. «Камчатка – далеко!»
2. «На Камчатке очень холодно!»
3. «Плотность населения на Камчатке не является, с точки зрения инвестиций, привлекательной»
4. «Камчатка не интересна инвесторам»
Эти мифы мешали не только привлечению инвесторов, но и сдерживали туристический поток. За последние 5 лет туристов становится все больше и больше - Камчатка открывает себя для мира. С наследием прошлого - до 1991 года полуостров был закрытой территорией, не так просто распрощаться. Трудно предположить, что с открытием Камчатки, туристы сюда прибегут как по мановению волшебной палочки. Теперь же можно говорить о динамике в 10-15% прироста ежегодно – увеличение объема туристического потока очевидно. Мало того, жители Камчатского края сами начинают понимать, что на туристах можно зарабатывать, как это делается во всем мире. И это становится показателем, что камчатцы начинают понимать какой потенциал таит в себе туризм, и что он может являться легальной альтернативой браконьерству.
«Самый главный принцип, который был нами реализован – подписать выгодный контракт или рассказать о Камчатке можно в любой точке мира, на любом форуме и в любой аудитории, а вот влюбить в себя инвестора можно только после того, как он побывает на Камчатке… Как правило, наши партнеры покидают полуостров, если не влюбленным в него, то с понимаем перспектив Камчатки и планами инвестирования в экономику региона …», - отмечает глава Корпорации.
Есть, чем гордиться
По итогам работы в 2018 году, Корпорация показала первую чистую прибыль – 7 млн. рублей, в 2019 году – планируемая прибыль обозначена в 17 млн. рублей. На сегодняшний день, Корпорация становится не просто самодостаточной организацией. За шесть лет Корпорацией сделаны выплаты в фонды в размере 105 млн. рублей: в федеральный бюджет – 25 млн., региональный – 42, городской бюджет – 9 млн, государственные внебюджетные фонды – 37 млн. рублей. Эти показатели говорят о том, что из организации, которой необходимо бюджетное финансирование для реализации государственной задачи – привлечения частных инвестиций, Корпорация превращается в эффективное консалтинговое предприятие.
Нельзя не сказать о проектах государственно-частного партнерства. Это Камчатская краевая больница площадью 414164 квадратных метров на 450 койко/мест, стоимостью 13,5 млрд. рублей. Корпорация сопровождает этот важнейший для региона социальный проект. По расчетам КРКК, в самом худшем варианте развития событий, больницу построят в ближайшие 5 лет. Второй проект - объездная дорога –«Восточный обход» также находится в кейсе Корпорации. Это долгожданная магистраль в Петропавловске имеет стратегическое значение, которая позволит соединить улицу Солнечная и Петропавловское шоссе. Это дорога-дублер нужна на случай природного катаклизма, когда южная часть может быть отсечена. Кроме того, магистраль решит проблему утренних автомобильных заторов в южной части Петропавловска.
Туристско-рекреационный кластер «Петропавловская гавань», - особенный проект в линейке самых интересных инициатив Корпорации развития Камчатки. Он будет состоять из яхтенного порта, стрит-ритейла, гостиничного сектора в спектре экономического класса, апарт-отеля, океанариума и бизнес-центра. На сегодняшний день яхтенный порт находится в высокой степени готовности. Оборудованы причальные сооружения, создан визит-центр, ведется очистка бухты от затонувших судов. 10 мая прошло официальное открытие порта для навигации и планируется, что это станет некоей традицией, сопровождаемой официальным поднятием Государственного флага РФ. В этом году визит-центр будет расширен, пополнен новыми артобъектами, на его территории начнет работать летнее кафе.
Северный морской путь – трафик будущего
Нельзя не сказать о СМП – Северном морском пути, одном из первых направлений, который впрямую и косвенно влияет на экономику Камчатки. Корпорацией, Правительством региона сформирована концепция Национальной арктической транспортной линии с точками входа в Петропавловске – на востоке и в Мурманске, Санкт-Петербурге или Архангельске на западе. Смысл этой идеи заключался в том, что суда ледового класса доставляют грузы по СМП до портов-хабов на оконечностях Севморпути, дальше, после перевалки контейнеров на суда легкого класса, они следуют к конечным получателям в Европе или Азии. По этому принципу реализует проект по СПГ компания «НОВАТЭК».
В продолжение развития СМП будет реализован проект строительства глубоководных портов в трех точках: Петропавловске-Камчатском, поселке Приморском Ленинградской области и немецком порту Росток. Инвестор вполне осознанно выходит на этот проект и получает на первом этапе 5 – 7 млн. тонн транзитных грузов с последующим их значительным увеличением, а Камчатка получает дополнительные налоги, новые рабочие места и значение мирового логистического центра.