Что думают о школе россияне накануне 1 сентября 2015 года
Sun, 30 Aug 2015 15:54:42
экономически активные россияне в целом и родители школьников. Оказалось, что те, у кого нет детей школьного возраста, гораздо хуже оценивают сегодняшнюю школу, чем родители учеников. Самые важные претензии - к навыкам и знаниям, которые по мнению россиян, понадобятся сегодняшним школьникам в самостоятельной жизни.
Как сообщили в исследовательском центре Superjob.ru, экономически активные россияне уверены: современное образование стало хуже, чем 10 лет назад. Большинство россиян уверено, что современное школьное образование сейчас хуже, чем 10 лет назад: этой точки зрения придерживаются 64% граждан. Каждый десятый, напротив, считает, что образование за последнее десятилетие изменилось к лучшему. 6% полагают, что никаких изменений не произошло, а каждый пятый затруднился с ответом.
При этом большинство россиян-родителей довольны качеством обучения своих детей: 18% опрошенных полностью удовлетворены, 49% скорее довольны. Совершенно не удовлетворены качеством знаний современных школьников 7% родителей, еще 26% скорее не довольны. Больше всего респондентов, довольных качеством обучения детей в школе, среди мужчин, родителей моложе 34 лет (по 68%) и граждан с доходом от 35 000 до 45 000 руб. в месяц (71%). За 3 года, прошедших с момента аналогичного опроса, мнение родителей о качестве обучения их детей практически не изменилось.
Они считают, что школа помогает им воспитывать детей, а проблем практически не возникает или они незначительные.
На вопрос, скорее помогает или мешает им школа воспитывать детей, большинство родителей ответили, что школа помогает: 24% абсолютно убеждены в этом, 44% полагают, что по большей части школа оказывает им содействие в воспитании. О том, что школа скорее мешает родителям воспитывать детей, говорили 6% опрошенных. И лишь 1 из 100 респондентов придерживается категоричной позиции: школа однозначно мешает воспитывать детей. Помощь школы в воспитании детей чаще всего признают россияне с доходом 35 000 — 45 000 руб. в месяц: 75% из них считают, что в процессе формирования личности ребенка от школы больше пользы, чем вреда.
Но в целом россияне так не думают! Большинство считает, что школа полезных навыков и умений не дает. Школа не дает достаточного количества полезных практических навыков и умений, считает большинство россиян (63%). О достаточном уровне подготовки говорили только 19% опрошенных. Еще 18% затруднились определить свою позицию. Показательно, что чаще других о том, что школа не дает практических знаний и навыков, говорит молодежь до 24 лет, т.е. недавние выпускники (69%).
Мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале, насколько современное российское школьное образование способствует развитию у детей практических умений и таких характеристик, как критическое мышление, внимание, воображение и память, и выяснили, что наши соотечественники в среднем оценивают способность школы развивать эти качества «на троечку». Лучше всего, по мнению респондентов, школа развивает память (средний балл — 3,1). Хуже всего — практические умения (средний балл — 2,5). Полагают, что в школьном образовании нужно сделать акцент на другие вещи, например - технический труд и риторику.
Среди основных навыков, упущенных современной системой образования, респонденты часто называли коммуникативные навыки (9%) и этикет (8%). Еще 7% считают, что нужно углублять знания по основам безопасности жизнедеятельности и способам выживания в нестандартных условиях. Столько же россиян уверены, что современных школьников нужно готовить к работе на компьютере: изучать программы, учиться машинописи и методу слепой печати. 6% респондентов хотели бы вернуть в школу профориентацию. Школьников необходимо обучать финансовой и правовой грамотности (6 и 5% респондентов соответственно). Еще 5% считают, что нужно усилить спортивную подготовку, ввести занятия по самообороне и боевым искусствам. По 4% опрошенных предлагали введение в школьный курс уроков логики и уроков доброты, гуманизма и толерантности. Способы оказания неотложной помощи, половое воспитание, автовождение, основы религии, основы предпринимательства, НВП и психология — эти курсы считают необходимыми для преподавания в школе по 3% россиян. Столько же опрошенных считают, что современным ученикам нужно погружение в иностранные языки: больше часов учебной нагрузки и общение с носителями языка. О недостаточном развитии патриотизма и творческих способностей, отсутствии самостоятельности, навыков поиска и обработки информации у современных детей говорили по 2% респондентов.
Но, несмотря ни на что, 1 сентября большинство родителей российских школьников встречают позитивно: 51% ждет этого дня с радостью и лишь 22% огорчены его скорым наступлением. Чаще 1 сентября радует отцов: 59% представителей сильного пола позитивно воспринимают приближение этого дня: «Оторвутся от компьютеров». Среди женщин таковых почти в 1,5 раза меньше (41%). С увеличением возраста респондентов число позитивных отзывов о первом учебном дне возрастает: 48% среди родителей моложе 34 лет и 54% среди тех, кому 45 и более. Та же самая тенденция наблюдается и с увеличением уровня доходов опрошенных: чем он выше, тем позитивнее настроение опрошенных (1 сентября скорее радует 41% россиян с зарплатой менее 25 000 руб. и 54% опрошенных с доходом более 45 000 руб.). Респонденты с невысоким доходом жалуются: «Очень тяжело все покупать». 1 сентября огорчает тех, кто не нашел взаимопонимания с учителями: «В школе нездоровая обстановка. И никому нет дела». Родители прощаются с летом и грустят по уходящему детству своих детей: «Кончается лето, самое теплое время года и беззаботное для детей, радостное»; «Дочке исполнится 14 лет. Взрослеет...»