«Водка – хорошее лекарство от депрессии. Без этого дорогого каждому русскому человеку напитка и беседа не клеится, и веселья не получается». Уважаемый читатель, вклинюсь я, пожалуй, в этот текст и скорей оговорюсь: это я не свои мысли излагаю, хотя успокоить сильно не могу, ведь цитирую я легальный сайт в интернете. И так, продолжим читать:
«Закон неумолим! Водка ночью в обычных магазинах не продается. Но выход из ситуации всегда можно найти и получить желанную бутылочку водки в любое время суток, воспользовавшись нашими услугами».
Да, да, так прямо и пишут. И авторы этих строк – не безумцы с полным отсутствием инстинкта самосохранения, и, увы, не уникумы. Таких сайтов на просторах интернета – пруд пруди! А их хозяева абсолютно не боятся наказания, они уверены, что не нарушают закона.
Водка бывает бесплатной?
Ведь далее, после рекламных виршей о водке, они пишут, что продажей алкоголя не занимаются. Они, якобы, лишь дарят его своим клиентам. Смекалистые «бизнесмены» придумали ловкую схему: официально они продают магнитики, брелоки, зажигалки и прочую промо-продукцию, а вот водку они раздают своим покупателям в качестве подарка за купленный магнит или брелочек совершенно бесплатно. А это разве запрещено законом? Магниты у ловких дельцов стоят, правда, совсем недешево: 1, 2, 3 тысячи рублей. На сумму купленного магнитика вы и можете заказать себе подарок, полный ассортимент «бонусного» алкоголя представлен на сайтах продавцов. Цены на напитки выше магазинных на порядок. Сайты эти носят весьма говорящие названия. Надо ли уточнять, о чем они говорят? Вот лишь несколько примеров наименований: «бухло24», «алкозажикалка», «алкодруг»… Самое шедевральное из них, на мой взгляд – «алкобелка» (это такое бодренькое животное, которое очень быстро доскачет до вас ночью с порцией «алкоподарков», однако, если пожадничать и заказать их сверх нормы, то зверек может остаться с вами надолго, тоже, видимо, в качестве бонуса).
Перечисленные интернет-ресурсы снабжают алкоголем разные регионы нашей большой родины. На Камчатке за алкогольные подарки отвечает сайт с не менее «художественным» названием «алкоSOS». Суровые камчатские «алкососы» обещают магнитик и выбранный алко-подарок доставить вам за 20 минут!
Контрольная закупка бесконтрольного алкоголя
Первыми из наших коллег на рекламу «АлкоSOSa» наткнулись новостийщики с канала «РенТВ-Камчатка». Для телевизионного сюжета ребята решили произвести контрольную закупку на этом сайте. На роль покупательницы пригласили 14-летнюю Леру. Заметим, что Лера далеко не акселератка, выглядит ровно на свой юный возраст. Тоненький девчачий голосок не смутил диспетчера «АлкоSOSа», в ответ послышалось деловитое: «Шампанского? Сколько? Хорошо, диктуйте адрес». Ровно через 20 минут на пороге Лериного дома стоял курьер с пакетом, позвякивающим бутылками. Рука его не дрогнула, когда брала деньги за алкоголь из рук подростка. Хотя на сайте «алко-благотворители» разместили пафосный баннер, который гласит: «Будьте готовы, предъявить документ, удостоверяющий ваш возраст, в случае, если курьер усомнится в том, что вам более 21 года!». Но этот курьер сомневаться, видимо, не привык. Наверняка, хозяева промыли парню мозги на тему полной законности данного бизнеса.
У семи нянек дитя с бутылкой?
Попытка местных рентэвэшников выяснить у полиции, действительно ли в законодательстве РФ и Камчатского края нет ни одного «приема» против «алкосососов», не увенчалась успехом. Старания корреспондентов «Камчатского края» взять комментарий у полицейских на эту же тему, спустя неделю после выхода телесюжета, тоже не принесли результатов. Из пресс-службы УВД по Камчатскому краю нам пришел краткий ответ: «Сюжет «Рен-ТВ» отдан в Отдел экономической безопасности, ведутся проверки». Мы надеемся, что с результатами этих проверок полиция все же рано или поздно нас ознакомит. Если придут к выводу, что в законодательстве действительно нет статьи, на которую можно опереться в борьбе с такими алко-дарителями, то брешь придется заделывать законотворцам?
Законотворцы, кстати, этой темой уже озадачились. 17 сентября на президиуме Законодательного Собрания Камчатского края депутатами было принято обращение к руководителям УМВД И УФСБ по Камчатскому краю с просьбой более внимательно отнестись к этой теме в виду высокой общественной опасности данного сайта.
- Мы ни в коем случае не должны мириться с существованием подобных интернет-страниц, - прокомментировал наше обращение Председатель Законодательного Собрания Камчатского края Валерий Раенко. - Недобросовестные предприниматели всегда будут пытаться использовать пробелы в законодательстве, чтобы удержать подпольный рынок алкогольной продукции. Наша совместная задача – законодателей, правоохранительных и контролирующих органов, общества – консолидировать силы, скрупулезно, раз за разом выявлять и ставить барьеры на пути таких вот бизнесменов. Ожидать порядочности от организаторов подпольного рынка алкоголя не приходится, но снабжать детей спиртным – это уже выходит за всякие рамки! Правоохранительные органы должны выяснить, кому принадлежит этот сайт. В случае если факты сбыта спиртного детям подтвердятся, привлечь владельца к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в распитие алкогольных напитков. Необходимо выработать механизм закрытия подобных сайтов. Если нашего регионального ресурса окажется недостаточно, депутатский корпус готов выходить с соответствующими инициативами на федеральный уровень.
Алкосос – лишь вершина айсберга!
Мы все-таки верим, что шумиха, поднятая вокруг сайта, и вправду сдвинет дело с мертвой точки. Тем более что серьезная борьба с «алкососами», как выяснилось в ходе подготовки материала, ведется уже и некоторыми общественными объединениями. В частности, некоммерческим партнерством «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки» было направлено обращение в прокуратуру Петропавловска с требованием дать правовую оценку деятельности данного сайта. По информации, которой располагает Ассоциация, в Новосибирске и в Москве какое-то время назад действовали подобные схемы нелегальной продажи алкоголя, но были частично уничтожены. К организаторам была применена статья 159 УК «мошенничество».
Руководителем «Ассоциации предприятий и предпринимателей Камчатки» является известный в крае бизнесмен и депутат Рашид Шамоян. На наш вопрос, а почему бы ему, как руководителю компании, которая занимается продажей алкоголя, самому не взять на вооружение эту ловкую схему, Рашид Фероевич ответил:
- Этот вопрос в свой адрес считаю некорректным и даже обидным. А действия этих «дельцов» считаю низкими, кощунственными и аморальными. Законная продажа алкоголя – это лицензированный вид деятельности. Получить лицензию - очень большой труд. Приходится соблюсти массу требований к помещению, к условиям хранения и доставки алкогольной продукции, пройти много комиссий и проверок. Потерять ее – легко, а восстановить после каких-либо нарушений – практически невозможно. Поэтому все предприниматели, торгующие алкоголем, по моральным ли соображениям, или, исключительно исходя из коммерческих интересов, заинтересованы в соблюдении правил торговли. Одна досадная ошибка может стоить им лицензии, утрата которой грозит бизнесу закрытием. А от таких вот «бизнесменов», которые плюют на законы, мы как раз и теряем прибыль. К сожалению, проблема намного масштабнее. Деятельность «алкососов» - лишь вершина айсберга.
- А сам «айсберг» насколько велик?
- Рынок нелегального алкоголя все ширится, и ширится. По официальным данным, объемы легального рынка алкоголя на территории края в первом полугодии 2013 года были снижены почти на 20 процентов. И поверьте мне, эта тенденция не связана со снижением потребления алкоголя населением. Она лишь говорит о росте нелегального оборота спиртного. Мы располагаем сведениями о том, что многие торговые точки города торгуют алкоголем из-под полы, не имея лицензии.
Схема очень проста: в любом магазине, имеющем соответствующие разрешительные документы, хозяином магазина, не имеющего лицензии, приобретается алкоголь (в любом количестве) якобы для собственных нужд. Ставится под прилавок и продается жителям окрестных домов. Обидно, что когда сигнал о такой деятельности поступает в правоохранительные органы, приходит проверка, хозяин магазина показывает чек о покупке алкоголя и попробуйте доказать, что купил он его для последующей реализации, а не для того, чтобы выпить самому. В таком случае предприниматель отделывается лишь довольно незначительным штрафом, который оплачивает продавец, «продавший бутылку хозяина». Доходы от нелегальной деятельности легко компенсируют расходы даже на многоразовые штрафы. К сожалению, далеко небезупречна и работа некоторых магазинов, имеющих лицензию на розничную продажу алкоголя. Здесь действует следующая преступная схема. За пределами Камчатки покупается поддельный дешевый алкоголь, на витрину выставляется настоящий, купленный в оптовом магазине Петропавловска, а покупателям отпускается подделка из-под прилавка. Понятно, что хозяева бизнеса получают от этого запредельные прибыли, а вот покупателю потребление такого спиртного может стоить не только здоровья, но и жизни.
- В результате чего, на ваш взгляд, «разгулялись» алкогольные нелегалы?
- Как ни парадоксально, рост нелегального оборота алкоголя в России во многом связан с ужесточением антиалкогольного законодательства, которое регулирует деятельность участников легального рынка. К сожалению, повышение ставки акциза, а также увеличение допустимого расстояния от объекта социальной сферы (школы, детские сады, больницы, спортивные сооружения и т.д.) до торговой точки, не решают главной задачи вводимых государством ограничений. Пока как результат, мы видим лишь сокращение участников легального рынка (в Петропавловске, к примеру, 28 процентов законно торгующих алкоголем предпринимателей с введением новых ограничений по расстояниям, лишатся своих лицензий, а соответственно, немалой части дохода, а то и всего бизнеса). Но «свято» место пусто не бывает. Мы рискуем получить рынок спиртного, не контролируемый ни по времени продажи, ни по качеству, ни по объему, ни по возрасту покупателей. Я уверен, что одновременно с ужесточением требований, предъявляемых к легальным предпринимателям, необходимо также ужесточать санкции для тех, кто занимается бизнесом вне закона. Считаю целесообразным создание в регионе рабочей группы по борьбе с правонарушениями в сфере оборота алкогольной продукции, которой должны будут помогать и средства массовой информации и общественные объединения, и предприниматели.
В некоторых регионах России такие группы сформированы при УВД и уже демонстрируют определенные результаты.