В Усть-Камчатске брали деньги за регистрацию, не подозревая, что это незаконно?
Wed, 24 Apr 2013 18:09:56
На незаконность взимания денег за регистрацию по месту жительства и пребывания, а также за снятия с регистрационного учёта в Усть-Камчатском сельском поселении, обратили внимание в краевом Следственном комитете РФ .
Как сообщили в пресс-службе ведомства, в ходе оперативной проверки установлено, что 11.01.2009 директором муниципального учреждения «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг» Усть-Камчатского сельского поселения на основании распоряжения главы Усть-Камчатского сельского поселения утверждена стоимость услуг, оказываемых паспортистом по первичному приёму от граждан документов для регистрации или снятия с регистрационного учета.
Как известно, в соответствии с Федеральным законом РФ № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства производится бесплатно.
Бесплатность услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания и месту жительства и бесплатная выдача бланков установленной формы, также закреплены Административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по регистрации.
В связи с обращением прокурора с иском в суд о признании указанных решений незаконными, глава Усть-Камчатского сельского поселения и директор МАУ «РКЦ ЖКУ», в апреле 2012 года, самостоятельно отменили ранее принятые решения в части взимания платы за выполнение действий, связанных с регистрацией.
Вместе с тем, в период с 01.01.2009 по 16.04.2012 паспортным столом РКЦ ЖКУ: для регистрации по месту проживания приняты документы от 450 граждан, которыми оплачена сумма 49 500 рублей; для регистрации по месту пребывания приняты документы от 347 граждан, которыми оплачена сумма 19 432 рубля; для снятия с регистрационного учета приняты документы от 219 граждан, которыми оплачена сумма 15 152 рубля.
Таким образом, за 3 года и 4 месяца, более 1000 граждан, оплатили в паспортный стол около 84 тысяч рублей. В зависимости от вида предоставляемой услуги с каждого гражданина взималась плата от 56 до 110 рублей.
Согласно пояснений должностных лиц, принявших решение о взимании платы, сбор денежных средств при первичном приёме от граждан документов осуществлялся для покрытия расходов связанных с содержанием паспортного стола и его работника, для обеспечения паспортного стола бланочной продукцией. И, как признались, бывший глава поселения и директор муниципального учреждения, они не знали о том, что регистрация граждан должна производиться бесплатно.
Обязав директора МУ РКЦ ЖКУ установить тарифы глава Усть-Камчатского сельского поселения фактически вышел за пределы предоставленных ему должностных полномочий, то есть превысил их, и по сути в его действиях формально усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Вместе с тем, следствие пришло к выводу о том, что деяние, совершенное главой сельского поселения не представляет общественной опасности в силу малозначительности, а взимание с гражданина суммы от 56 до 110 рублей и причинение ущерба на данную сумму не может быть признано существенным нарушением прав и законных интересов граждан, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Также в ходе проверки не установлено существенных последствий в виде нарушения права граждан на реализацию конституционных прав по выбору места проживания и по месту жительства, поскольку фактов отказа в регистрации по причине неуплаты гражданином указанных сумм, не имелось.
Обременение граждан обязанностью внесения платы за осуществление действий паспортиста по первичному сбору документов для регистрации настолько незначительно, что не может расцениваться для группы граждан в целом и для каждого гражданина в отдельности, как ущерб.
Не было установлено в ходе следствия корыстной либо иной личной заинтересованности должностных лиц в связи с решениями, на основании которых граждане осуществляли оплату предоставляемых услуг.
Отсутствуют и признаки мошенничества, поскольку не имел место обман граждан и отсутствует хищение как таковое.
Согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.
Согласно ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо уголовно-наказуемого деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
В этой связи, следствие пришло к выводу об отсутствии в действиях должностных лиц преступлений – мошенничества, злоупотребления либо превышения должностных полномочий, халатности. Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вместе с тем, поскольку установлена незаконность такого взимания платы, каждый внёсший плату гражданин, вправе предъявить требование о возвращении уплаченной суммы.
Следует так же отметить, что согласно Регламента, для регистрации по месту пребывания и месту жительства гражданину необходимо предоставить только три документа: 1. документ удостоверяющий личность, 2. заявление установленной формы, 3. документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Иные документы, лица ответственные за регистрацию, требовать от граждан не вправе. Кроме того, подать документы гражданин вправе через Интернет-портал.
Гражданам, при обращении в государственные и муниципальные органы за предоставлением услуг, следует обращать внимание на информационные стенды, требовать от должностных лиц разъяснения относительно порядка подачи и получения документов, обоснованности взимания платы за различные услуги.