Для «Газпрома» настают трудные времена – нежелание модернизироваться, отсутствие гибкости во взаимоотношениях с клиентами и растущая конкуренция могут привести к печальным последствиям, считает «Независимая газета». Старт негативным переменам уже дан – падение капитализации газового гиганта только за последний год составило почти 30%, хотя аналогичные показатели западных энергетических концернов растут.
Выход корпорации на перспективный американский рынок оказался фактически закрыт из-за переноса сроков освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море на 2019 год. Предполагалось, что основным потребителем этого газа станут США, в стране уже перешли на собственный дешевый сланцевый газ. А к 2035 году по прогнозам аналитиков США и вовсе станут крупнейшим в мире производителем газа.
Не все гладко и на европейском рынке.
Странам ЕС надоело платить за российский газ в среднем 380 долларов за тысячу кубометров – ведь газ по спотовым контрактам стоит на 145 долларов дешевле. Подсчитано, что ежегодная переплата составляет 155 миллиардов долларов. Из-за растущей конкуренции «Газпром» был вынужден ввести для своих клиентов скидки в 7-10%. Однако это не слишком поможет компании, так как объем продаж по спотовым контрактам растет на 40% в год. По мнению руководителя департамента Международного энергетического агентства Ласло Варро, поставщики газа в ЕС должны снизить цены, иначе они потеряют рынки.
В ближайшие 2-3 года по госмонополии может быть нанесен серьезный репутационный и экономической удар, который связан с расследованием Еврокомиссии, начатом в прошлом году. Тогда «Газпром» был обвинен в ценовом сговоре, препятствовании диверсификации закупок газа и давлении на клиентов. Если виновность компании будет подтверждена, то «Газпрому» грозят штрафы до 14,5 миллиардов евро. Аналитики Economist Intelligent Unit считают, что подход к бизнесу у «Газпрома» отстает от быстро меняющегося рынка, и в этом – основная проблема монополиста.