В течение 2018 года в России будет действовать система маркировки табачной продукции и отслеживания ее товарооборота. Запущенный 15 января, данный проект пока действует как пилотный, однако его разработчики надеются, что даже в таком формате он позволит сделать отрасль более прозрачной и изгнать контрафактную продукцию с рынка табачных изделий.
Суть проекта заключается в нанесении методом прямой печати на сигаретные пачки двухмерного точечного электронного кода, сгенерированного специалистами
Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Председатель совета директоров Центра Михаил Дубин ожидает схода первой маркированной пачки с конвейера уже в феврале этого года. Движение маркированной продукции можно будет отслеживать на каждом этапе товарооборота, с помощью специальной информационной системы, разработанной в ООО «Оператор ЦРПТ» - дочерней компании Центра.
- К эксперименту уже присоединились крупнейшие производители табачной продукции, занимающие более 90% рынка, ключевые дистрибьюторы и розничные сети. Производитель на конвейере наносит двухмерный уникальный штриховой код на пачку сигарет. Благодаря криптографическому алгоритму его невозможно подделать или скопировать. Информация о нанесении кода на продукцию передается в реестр средств идентификации, - сообщил замгендиректора по связям с общественностью оператора проекта «Центр развития перспективных технологий» Реваз Юсупов.
Для участия в этом масштабном эксперименте приглашаются все рыночные игроки – производители табачной продукции, ее импортеры и продавцы. Регистрационная форма открыта для заполнения на сайте motp.crptech.ru. Уже сегодня в нем участвуют крупнейшие в стране производители сигарет – компании «Бритиш Американ Тобакко Россия», «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Japan Tobacco International. Представитель последней, вице-президент по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев, считает, что подобный эксперимент, «в формате государственно-частного партнёрства, позволит выйти на современное и комфортное для всех участников рынка решение, обеспечивающее прозрачность рынка и полноту налоговых доходов государства». Поддержали эксперимент и некоторые федеральные торговые сети – супермаркеты «Дикси», «Лента» и «Метро СС».